Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

15.03.2021

15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 Конституция Республики Беларусь – Основной Закон белорусского государства. Закон, обладающий высшей юридической силой.

Именно она определяет государственное и общественное устройство Беларуси, правовой статус человека, его взаимоотношения с государством и обществом, а также выполняет ряд других значимых функций.

Действующая Конституция Республики Беларусь была утверждена 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенного государства и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

На республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года в Основной Закон Республики Беларусь был внесен ряд изменений и дополнений.

Таким образом, уже более четверти века Республика Беларусь, основываясь на Конституции, поступательно развивается и укрепляется как демократическое социальное правовое государство.

Развитие Беларуси требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть, внутриполитическую стабильность, эффективную работу государственных органов, создать условия для полного преодоления кризиса и реформирования социально-экономического уклада страны во благо ее народа. Об этом свидетельствовал и опыт многих стран, где в условиях переходного периода именно усиление роли государства, исполнительной «вертикали» стало ключевым фактором повышения стабильности развития.

Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.

На второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции.

В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, поддержали 70,5% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – 7,9% от общего числа избирателей.

В обновленном Основном Законе было закреплено положение о верховенстве права. Принятие изменений и дополнений Конституции также повлекло существенное перераспределение полномочий между госорганами.

Существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. На Главу государства были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти; осуществления посредничества между органами государственной власти.

Вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики.

Конституционная реформа выразилась также в повышении роли Правительства – Совета Министров – в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности. Был учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).

Конституционный суд был включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).

Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 г. (был совмещен с парламентскими выборами). Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

Конституция – политико-правовой фундамент

Единства белорусского народа

Конституция Республики Беларусь стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и документом, определившим на десятилетия вперед вектор развития национальной государственности и совершенствования демократических институтов.

Являющаяся отражением воли народа, Конституция провозглашает Республику Беларусь социальным правовым государством, в котором:

человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства;

государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности;

народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

В белорусском государстве на конституционной основе выстроена системная работа, направленная на обеспечение роста благосостояния граждан, создание условий для улучшения их жизни, удовлетворение материальных и духовных потребностей, оказание содействия развитию их экономической активности.

Внутренняя политика белорусского государства основывается на принципах социальной справедливости, социальной защищенности и социальной солидарности. Создаются условия для самореализации совершеннолетних трудоспособных членов общества, оказывается помощь малоимущим и социально уязвимым категориям граждан (инвалидам, старикам, детям).

Таким образом, за буквой Основного Закона Республики Беларусь, закрепляющего основные направления строительства социального правового государства, стоит человек как высшая ценность государства и общества, его права и свободы, гарантии их реализации.

При этом Конституция ориентирует наше общество не только на социальные гарантии со стороны государства, но и на взаимные обязательства гражданина. Каждый несет личную ответственность за достижение материально-бытового благополучия для себя лично и для своей семьи. Поэтому важная задача – совершенствование системы законодательства, призванной быть эффективным правовым регулятором социальных отношений, исключающим социальное иждивенчество и безразличие.

В марте 2019 г. Глава государства на встрече с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ, затрагивая тему необходимости подготовки новой Конституции, отметил: «Важно, чтобы Конституция соответствовала тем реалиям, которые сложатся в нашем государстве».

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию в апреле 2019 г. белорусский лидер выразил уверенность, что «взвешенная и продуманная работа экспертного сообщества приведет к созданию обновленного Закона, отвечающего интересам нашей страны и наших граждан на современном этапе».

В преддверии шестого Всебелорусского народного собрания для выявления позиции населения относительно возможных изменений в Основной Закон Республики Беларусь по всей стране проходили диалоговые площадки. Белорусский лидер сам был сторонником их проведения: «Чтобы люди не просто поговорили, а внесли свои предложения. А мы почувствовали, чем живет народ».

Все инициативы и предложения граждан были собраны, обсуждены с экспертами и направлены на рассмотрение на Всебелорусском народном собрании, ведь такой форум – одна из важнейших форм народовластия в Беларуси, когда граждане разных социальных групп, профессий и возрастов обсуждают актуальные вопросы жизни государства и общества, подводят итоги прошедшей пятилетки, а также вырабатывают направления стратегии дальнейшего развития республики.

Наиболее часто встречаемыми предложениями, высказанными на дискуссионных площадках по всей республике в рамках направления «Конституционная реформа и партийное строительство», стали:

развитие политического поля страны (совершенствование правовой среды и демонстрация готовности государства к активизации политических партий);

перераспределение полномочий Президента, Парламента
и местных властей;

переход от мажоритарной к смешанной избирательной системе выборов депутатов Парламента (для усиления роли политических партий в общественной жизни страны);

увеличение срока полномочий Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов до 5 лет;

придание Всебелорусскому народному собранию статуса конституционного органа;

введение института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь;

введение единого дня голосования для местных и парламентских выборов с целью сбережения государственных средств;

введение моратория на смертную казнь.

Во время своего выступления на шестом Всебелорусском народном собрании в феврале 2021 г. А.Г.Лукашенко отметил: «В течение этого года проект Конституции будет готов, и он будет в течение года обсужден всенародно. А в начале следующего года, как минимум, мы вынесем его на референдум».

Главой государства были обозначены и некоторые направления возможных изменений политической системы.

В частности, белорусский лидер высказался о партийном строительстве в Беларуси. Он считает, что все нужно делать постепенно, и общество должно созреть для тех или иных изменений, в том числе выборов по партийным спискам. Так, по данным проведенного накануне собрания масштабного социологического исследования, уровень доверия партиям со стороны людей – от 3 до 6%. «Когда мы увидим реальные партии, тогда мы будем говорить, что нам надо избирать в парламент, в местные Советы по пропорциональным спискам, – убежден белорусский лидер. – Для этого надо подготовить общество, оно должно быть зрелым».

Также Глава государства предложил Всебелорусское народное собрание сделать конституционным органом. Он акцентировал внимание на том, что сейчас, по данным соцопросов, чуть меньше половины населения поддерживают данную идею, еще около 30% не определились по данному вопросу. «Но я как Президент предлагаю и настаиваю, чтобы оно имело конституционные полномочия. При этом я убедительно вас прошу, чтобы вы ни в коем случае не торопились, принимая те или иные решения», – обратился белорусский лидер к делегатам собрания.

Президент твердо уверен, что Беларусь должна оставаться президентской республикой, и высказался о перераспределении полномочий внутри властной вертикали, отметив, что это уже делается, но вместе с полномочиями переходит и большая доля ответственности.

*****

А.Г.Лукашенко неоднократно отмечал, что внутренняя политика Беларуси – это дело исключительно самой Беларуси. Никто кроме белорусского народа не может решать, как ему жить, как развиваться, каким законам быть на нашей земле. Только белорусский народ будет это определять.